Версия для слабовидящих

Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна

музыкальное отделение: пр. Ленина, 76
отделение хореографии: ул. Интернационалистов, 12

Наш виртуальный музей

Сколько загадок, тайн и секретов хранят в себе старые дома! Сколько позабытых, давным-давно потерянных «сокровищ» можно обнаружить в кирпичной кладке, под обшивкой стен, в трубах, в щелях между досками и даже под крышкой старинного рояля!

Почти полтора века назад было построено здание, в котором располагается сейчас школа искусств. Сколько жильцов сменилось в нем, сколько перебывало различных организаций? Не удивительно, что за такой длительный срок в нем скопилось немало вещей, когда-то позабытых, потерянных своими хозяевами и неожиданно найденных, извлеченных на свет во время ремонта. Все эти предметы, когда-то использовались людьми, были им необходимы, а теперь порой мы не сразу можем определить их назначение.

Но каждый предмет — это возможность прикоснуться к прошлому, к истории нашего города, нашей с вами истории. О чем же поведают нам «экспонаты» собранной коллекции?

Экспонат №1. Кованные, так называемые «демидовские» гвозди

Были найдены при ремонте на чердаке. Видимо, оставленные рабочим по забывчивости во время строительства здания.

Название «демидовские» получили из-за того, что изготавливали их на Урале, на заводе, который принадлежал династии богатейших российских предпринимателей — Демидовым.

 

Такие гвозди широко использовались в конце 19-го — начале 20-го века. Однако, если бы наш «забывчивый» строитель жил на несколько веков ранее, он был бы гораздо более внимателен к своему инвентарю. Ведь гвозди тогда ковались вручную. Среди кузнецов даже выделялся особый класс, который занимался именно изготовлением гвоздей. Называли таких мастеров «гвоздарями», и ценились их изделия очень дорого. Например, горсть гвоздей во времена царя Ивана Грозного можно было обменять на живую курицу, корзину свежей рыбы и даже на целого барана.

Экспонат №2. Чугунная поддувальная печная дверка

Конечно, в 19-м веке, когда строилось здание, печное отопление использовалось повсеместно, поэтому такая находка сама по себе не удивительна. Интересно попытаться проследить историю самой печной дверки.

Если внимательно присмотреться, можно разглядеть на ней две фигуры, изображающие сцену катания на санках. Печные дверки различных заводов-производителей того времени можно было отличить друг от друга, в том числе, и, благодаря изображенным на них сюжетным сценкам.

 

Предположительно, наша дверка прибыла в город Томск в позапрошлом веке из европейской части России, где была отлита на чугунолитейном заводе русского промышленника Сергея Ивановича Мальцова из рода Мальцовых. Кроме сцены катания на санках, на поддувальных дверках Мальцовских заводов, использовались и другие сюжеты: «Охотник на охоте», «Пастораль», «Всадник с нагайкой», «Ездок на ослике», «Схватка львов», «В кузнице».

Интересна и сама личность Сергея Ивановича Мальцова. Был он человеком неординарных способностей и большой энергии, являлся крупнейшим землевладельцем в России того времени, хозяином огромного промышленного района и активным борцом за строительство в Россbи железной дороги. На Мальцовских заводах были построены первые русские пароходы для Днепра и Десны. Именно Мальцов на своем предприятии устроил первую в России газовую печь мартеновской системы. Чугунные изделия заводов промышленника Мальцова славились на всю страну, регулярно выставлялись на различных мануфактурных и торгово-промышленных выставках, где завоевывали похвальные листы и медали.

Экспонат №3. Ухват или рогач

Печи в русских домах использовали не только для обогрева, но также и для приготовления пищи. Поэтому ухват был необходим каждой хозяйке для того, чтобы захватывать тяжелые горшки и чугунки и ставить их в печь. Как правило, в хозяйстве имелось несколько разных ухватов под горшки и чугунки разных размеров.

Поскольку здание предназначалось когда-то для сдачи в наем, то очевидно, что и нашим, найденным на чердаке, ухватом пользовался кто-то из жильцов, ставя и вынимая из печи чугунки, в которых варились, тушились, парились, томились и запекались различные каши, щи, варенцы, кисели, холодцы, студни и другие вкуснейшие подчас незаслуженно позабытые блюда русской кухни.

Экспонат №4. Стеклянная бутылочка необычной формы

Из-под уксуса или какого-то экзотического напитка? А может быть, всего лишь одна из тех емкостей, в которые аптекари 19-го — начала 20-го века разливали свои микстуры от кашля и других болезней?

Кстати, первая аптека в Томске появилась в 1809 году. Располагалась она в здании по адресу ул. Монастырская (ныне Крылова), 8. Именно в честь первой томской аптеки названы Аптекарский переулок и знаменитый Аптекарский мост. Но наша бутылочка, скорее всего, была приобретена каким-нибудь простуженным жильцом в частной аптеке господина Бота, находившейся по соседству, в доме, выстроенном купцом Федором Харлампиевичем Пушниковым, там, где размещается в наши дни Зрелищный Центр «Аэлита».

Экспонат №5. Старинная подкова

Конечно, ничего удивительного в этой находке нет. Ведь до революции, томичи, желающие прокатиться по городу, могли воспользоваться только конным транспортом. Поскольку другого в нашем городе просто не существовало.

Но каким же образом подкова оказалась в здании? Быть может, в качестве оберега она висела над дверью одной из сдаваемых в аренду купчихой Орловой квартир. А быть может, уже во времена музыкальной школы некий нерадивый ученик, слабо знающий материал, взял ее с собой на экзамен для удачи. Помогла ли подкова ученику сдать экзамен?

История об этом умалчивает. Но пусть же теперь она оберегает нашу школу, принося ей благополучие, успех и процветание.

Экспонат №6. Ярлык, предположительно, от бутылки вина

Совершенно случайно был найден в полу между досками в том месте, где сейчас располагается гардероб.

Конечно, мы никогда не узнаем, кем и по какому случаю было открыто это вино. Можно лишь утверждать, что оно было отменного качества и заслужило серебряную медаль на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года, о чем его свидетельствует ярлык.

 

XV Всероссийская выставка, проводившаяся в Москве в 1882 году, стала грандиознейшим мероприятием для России того времени. Подготовка к ней длилась несколько лет. Все, даже самые отдаленные провинции Российской Империи, представили на выставке образцы своих местных изделий, начиная с технического оборудования и продукции сельского хозяйства и заканчивая работами кустарного производства и художественными произведениями.

Сам великий Петр Ильич Чайковский специально написал «Торжественную увертюру» по случаю ее открытия. А симфонический оркестр под управлением композитора, пианиста и дирижера Антона Григорьевича Рубинштейна, имя которого носит наша школа, во время работы выставки давал для посетителей свои концерты.

Экспонат №7. Подарок школе — дореволюционная открытка с фотографией известного пианиста и общественного деятеля А.Г. Рубинштейна

Была отправлена из Канска (город в Красноярском крае).

К сожалению или к счастью, с появлением глобальной сети интернет почтовая связь утратила былую популярность среди населения. Гораздо меньшее число людей пользуется ее услугами в наши дни. Тогда как 107 лет назад томичи с удовольствием получали и сами посылали в другие города открытки, и письма.

На тот момент в городе насчитывалось целых 29 почтовых ящиков. Тогда как еще 20 лет назад их было всего 9, что, безусловно, свидетельствует о востребованности почты. К услугам граждан, желающих отправить срочное сообщение, был предоставлен телеграф. А само Управление Томского почтово-телеграфного округа располагалось в современном и вместительном двухэтажном кирпичном здании, специально спроектированном гражданским инженером Новиковым. Там же, где и сейчас находится Главпочтамт.

Та самая открытка из Канска. На почтовом штемпеле четко видна дата — 3 декабря 1910 года

Экспонат №8. Копия фотографии, сделанной из окна кабинета № 17 ровно 100 лет назад

Оригинал фотографии находится в Государственном архиве Томской области. На снимке запечатлен митинг, проходивший в городе весной 1917 года.

В томских печатных изданиях того периода с трудом можно отыскать статьи, посвященные обычным бытовым вопросам. Все газеты сообщают лишь о многочисленных демонстрациях, митингах и собраниях, нарушающих привычную размеренность жизни провинциального Томска.

 

Неизвестно, к какому именно событию был приурочен данный митинг: празднованию победы Февральской революции, проводам на фронт маршевых эшелонов, выборам в уездное и городское собрания или первомайской демонстрации. На транспарантах и флагах можно прочесть: «Земля и воля. Да здравствует Российская республика», «Слава и честь. Боритесь за свободу», «Пролетарии всех стран, объединяйтесь». Вот такие лозунги объединили самые разные слои томского населения: военных, рабочих, зажиточных горожан, представителей интеллигенции и духовенства, с надеждой и волнением встречавших события весны 1917 года.

Экспонат №9. «Сюрприз» из рояля

Фрагмент документа на немецком языке, датированный 1906-м годом, был обнаружен в механике рояля «C. Brechstein».

Скорее всего, представляет собой некую медицинскую ведомость, так как содержит данные о пациентах: имя, место рождения, профессия, заболевание, а также информацию о больничных расходах.

Каким образом столь серьезный документ мог оказаться в музыкальном инструменте? По рассеянности доктора, вызванного на дом к больному, и случайно оставившему его на рояле? Или же доктор был приглашен в гости и позабыл все на свете, очарованный музицировавшей на рояле хозяйкой? А быть может, наоборот, доктор сам увлекся музицированием? — Так или иначе, документ не вернулся в больницу, а, совершив вместе с инструментом долгое путешествие, преодолев тысячи километров, попал из Германии в Россию, в далекий сибирский город Томск.

Экспонат №10. А вот и сам рояль «С. Brechstein»

Находится в кабинете № 1. А знаете ли вы, что инструментам именно этой марки отдавали предпочтение такие известные музыканты, как Ференц Лист, Рихард Вагнер, Клод Дебюсси, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Рихард Штраус, Святослав Рихтер, Дмитрий Шостакович, Артур Рубинштейн и многие другие?

Возраст нашего рояля — более ста лет. На клавиатурной крышке, а также на его механике можно увидеть надписи и типографские оттиски с фамилией Шиловской. Фамилия эта, безусловно, известна тем, кто знаком с музыкальной историей Томска.

Мария Леонардовна Шиловская приехала в наш город в 1904 году после окончания Московской консерватории и начала работать педагогом в частной музыкальной школе Камиллы Ивановны Томашинской.

Спустя несколько лет, школа перешла в ее руки и стала называться «Частной музыкальной школой М.Л. Шиловской». Марии Леонардовне принадлежало все имущество учебного заведения, в том числе и 4 рояля, среди которых числился и наш рояль «С. Brechstein».

Более века назад юные музыканты разыгрывали на нем гаммы, корпели над этюдами, исполняли перед взыскательными преподавателями сложные пьесы. Но, не смотря на то, что с тех пор прошло много времени, и школы Марии Шиловской давно не существует (она была закрыта в конце 1919 года), рояль по-прежнему прекрасно звучит и служит делу обучения детей музыке.

Экспонат №11. Ноты. Дореволюционное издание

Очень часто выпускники и ученики школы приносят в дар нашей библиотеке ноты. Иногда среди подаренных сборников попадаются очень старые и редкие экземпляры.

Вот такое дореволюционное издание Концерта для фортепиано с оркестром Н.А. Римского-Корсакова прибавилось к библиотечной коллекции раритетов. А ещё у этих нот интересная история.

Когда-то они принадлежали преподавательнице нашей школы Римме Алексеевне Ивановой. В 60-е годы прошлого века перешли к одному из её учеников. И вот теперь на отделениях фортепиано и народных инструментов учатся внуки этого ученика — Аня и Миша Сухановы. Вместе с ними ноты снова вернулись в родные стены!

Экспонат №12. Фото из школьного архива

Ребята, а вы можете себе представить, что ваши преподаватели тоже когда-то были учениками музыкальной школы? Точно так же, как и вы, они разучивали гаммы, корпели над трудными этюдами и сдавали экзамены.

Вы не верите? Думаете, такого не может быть? — А у нас есть доказательства!

Присмотритесь внимательно к фотографиям. Некоторые из вас узнают на них своих педагогов: Эмму Вольдемаровну Лейтасс, Наталью Анатольевну Пестову, Ларису Фёдоровну Ратушную и Тамару Георгиевну Сокол.