Версия для слабовидящих

Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна

музыкальное отделение: пр. Ленина, 76
отделение хореографии: ул. Интернационалистов, 12

Томичи о томичах

Администратор
  • 5 мин
  • 523

Эдисон Васильевич Денисов

Родился: 6 апреля 1929 г., Томск — Умер: 24 ноября 1996 г. (67 лет), Париж

Эдисон Васильевич Денисов — один из самых ярких, знаменитых композиторов второй половины XX века. Его имя стоит в ряду с именами Стравинского, Прокофьева, Шостаковича. Он сумел создать свой яркий индивидуальный стиль, открывший новую страницу в истории современной русской музыки. Денисов — томич! Он наш по рождению, воспитанию, наш по образованию. Его жизненный и творческий путь начинался в Томске. Заниматься музыкой Эдисон Денисов начал заниматься самостоятельно, пользуясь советами родителей, которые неплохо в ней разбирались и сами некоторое время пели в городской студенческой капелле. Он научился играть на мандолине, затем освоил кларнет и гитару, в школе организовал небольшой оркестр. А затем в 16 лет пришел учиться музыке в старейшую за Уралом детскую музыкальную школу № 1. Его приняли на курсы общего музыкального образования. После учебы в детской музыкальной школе Э.Денисов поступил на отделение специального фортепиано Томского музыкального училища, старейшего в Сибири. Там впервые проявился и композиторский талант будущего маэстро: сокурсники и преподаватели стали первыми слушателями его прелюдии, гавота для фортепиано и песен. А природа щедро одарила Э.В. Денисова талантами. Если бы он не стал музыкантом, то мир мог бы получить великого математика. Он блестяще окончил физико —математический факультет Томского государственного университета, поступил в аспирантуру. И все-таки музыка стала его настоящим призванием!

В 1950 г. послал несколько своих сочинений Д. Д. Шостаковичу и, получив ободряющий ответ, поступил в 1951 г. в Московскую консерваторию в класс композиции В. Шебалина. После окончания консерватории и аспирантуры работал там же, преимущественно на кафедре инструментовки (одно время вел класс анализа и впоследствии композиции).

В консерваторские годы композитор много сочиняет. Именно в это время появляются три сюитных цикла для оркестра «Музыкальные картинки», Детская и Маленькая сюиты, которые явились хорошей лабораторией для отрабатывания некоторых композиторских приемов. Сюиты — это ряд миниатюрных жанровых пьес. В этот период Э.В. Денисов создает и «Детский альбом», в котором есть и песни («Маленький канон», «Ласковая песенка», «Русская песня»), есть танцы («Хоровод», Мюзет"), «Музыкальные картинки («Утро», «Колокола»), музыкальные сценки «Обида», «Просьба»).

Послушайте пьесу «Кукольный вальс», и хотя ее нет в «Детском альбоме», но она интересна для юных исполнителей.

Чиорня Анастасия «Кукольный вальс»

Чиорня Анастасия «Кукольный вальс»

Фортепианные сочинения Денисов писал в течение всей жизни, начиная с консерваторских лет. Его фортепианное творчество представлено, помимо жанра вариаций, в основном малыми формами (багатели, пьесы, прелюдии). Для композитора малая форма — глубочайшее самовыражение души, мыслей и чувств. Вот «Русская песня» из «Детского альбома», послушайте её.

Овчинникова Дарья «Русская песня»

Овчинникова Дарья, Э. Денисов "Русская песня

Новый музыкальный язык композитора формировал и новое видение красоты: тонкие звуковые оттенки, иное отношение к звуку. Вот пример такого звучания «Колокола», пьеса из «Детского альбома».

Ибраева Арина «Колокола»

Ибраева Арина, Э. Денисов «Колокола»

Или замечательная звуковая красочная картина «Утро» из того же цикла.

Э.В. Лейтасс «Утро»

Эмма Лейтасс, Э. Денисов «Утро»

Проявление игры в фортепианных сочинениях Э.В. Денисова — многообразны. В процесс игры включаются музыкальные тембры, преобразуемые звукоритмические комплексы, своеобразный детский театр. Яркость художественных образов подчеркнута изобразительностью. Такова пьеса из «Детского альбома» — «Обида».

Колесникова Полина «Обида»

Колесникова Полина, Э. Денисов «Обида»

Среди произведений Денисова для фортепиано есть и разнообразные ансамбли, в которых композитор обращается к старинным музыкальным формам и жанрам.

Э.В. Лейтасс, Е.В. Губина Менуэт

Эмма Лейтасс и Елена Губина, Э. Денисов Менуэт Prima Vissta

Особый, неповторимый стиль музыки Денисова, который отличает его от любой другой. Прежде всего это стиль, по своей фактуре и интонационности уходящий корнями в глубины русской народной песенности. Он унаследовал этот сплав русской народной культуры и европейской композиторской техники, переработанной им согласно его собственному творческому кредо. Он говорил об этом так: «Нужно создать свой собственный синтез различных типов композиторской техники и не следовать никакой моде в искусстве».

С.Б. Новоселова, Н.А. Нагайцева Хорал

Светлана Новоселова, Наталья Нагайцева, Э. Денисов Хорал

4 марта 1999 года Томскому областному музыкальному училищу (колледжу) было присвоено имя выдающегося композитора ХХ века

Эдисона Васильевича Денисова. Был создан в училище Центр — музей

Э.В. Денисова. Денисов — центр не только собирает, обрабатывает, изучает и сохраняет различные материалы, связанные с жизнью и творчеством знаменитого земляка, но и проводит фестивали, конкурсы современной музыки, научно- практические конференции.

В Хрустальном зале музыкального колледжа в 2018 году 5 апреля (накануне дня рождения Э. В. Денисова) выступил с сольным концертом выпускник нашей школы и Томского музыкального колледжа, а ныне выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных, преподаватель этого старейшего учебного заведения России, Лауреат Международных конкурсов — Алексей Вакер.

Во втором отделении концерта прозвучали 7 Багателей Э. Денисова. Цикл «Багатели» как будто пропущен сквозь призму диалога культур стиля барокко и музыки XX столетия. Композитор очень тонко соприкасается с музыкально-выразительными средствами XX века, использует тембровые, интонационные, ритмические, гармонические, фактурные и другие средства, создавая яркие образные фортепианные миниатюры.

А. Вакер Семь багателей

Вакер Алексей, Э. Денисов Семь багателей

В самом конце жизни композитор открыл для публикации свои дневниковые записи (он называл их «мое музыкальное Евангелие»). В этих высказываниях звучит Слово великого Мастера, современного художника, русского композитора. «Настоящий художник должен нести Свет людям», — так определяет миссию художника-творца Денисов.