- 5 мин
- 523
Эдисон Васильевич Денисов
Родился: 6 апреля 1929 г., Томск — Умер: 24 ноября 1996 г. (67 лет), Париж
Эдисон Васильевич Денисов — один из самых ярких, знаменитых композиторов второй половины XX века. Его имя стоит в ряду с именами Стравинского, Прокофьева, Шостаковича. Он сумел создать свой яркий индивидуальный стиль, открывший новую страницу в истории современной русской музыки. Денисов — томич! Он наш по рождению, воспитанию, наш по образованию. Его жизненный и творческий путь начинался в Томске. Заниматься музыкой Эдисон Денисов начал заниматься самостоятельно, пользуясь советами родителей, которые неплохо в ней разбирались и сами некоторое время пели в городской студенческой капелле. Он научился играть на мандолине, затем освоил кларнет и гитару, в школе организовал небольшой оркестр. А затем в 16 лет пришел учиться музыке в старейшую за Уралом детскую музыкальную школу № 1. Его приняли на курсы общего музыкального образования. После учебы в детской музыкальной школе Э.Денисов поступил на отделение специального фортепиано Томского музыкального училища, старейшего в Сибири. Там впервые проявился и композиторский талант будущего маэстро: сокурсники и преподаватели стали первыми слушателями его прелюдии, гавота для фортепиано и песен. А природа щедро одарила Э.В. Денисова талантами. Если бы он не стал музыкантом, то мир мог бы получить великого математика. Он блестяще окончил физико —математический факультет Томского государственного университета, поступил в аспирантуру. И все-таки музыка стала его настоящим призванием!
В 1950 г. послал несколько своих сочинений Д. Д. Шостаковичу и, получив ободряющий ответ, поступил в 1951 г. в Московскую консерваторию в класс композиции В. Шебалина. После окончания консерватории и аспирантуры работал там же, преимущественно на кафедре инструментовки (одно время вел класс анализа и впоследствии композиции).
В консерваторские годы композитор много сочиняет. Именно в это время появляются три сюитных цикла для оркестра «Музыкальные картинки», Детская и Маленькая сюиты, которые явились хорошей лабораторией для отрабатывания некоторых композиторских приемов. Сюиты — это ряд миниатюрных жанровых пьес. В этот период Э.В. Денисов создает и «Детский альбом», в котором есть и песни («Маленький канон», «Ласковая песенка», «Русская песня»), есть танцы («Хоровод», Мюзет"), «Музыкальные картинки («Утро», «Колокола»), музыкальные сценки «Обида», «Просьба»).
Послушайте пьесу «Кукольный вальс», и хотя ее нет в «Детском альбоме», но она интересна для юных исполнителей.
Чиорня Анастасия «Кукольный вальс»
Фортепианные сочинения Денисов писал в течение всей жизни, начиная с консерваторских лет. Его фортепианное творчество представлено, помимо жанра вариаций, в основном малыми формами (багатели, пьесы, прелюдии). Для композитора малая форма — глубочайшее самовыражение души, мыслей и чувств. Вот «Русская песня» из «Детского альбома», послушайте её.
Овчинникова Дарья «Русская песня»
Новый музыкальный язык композитора формировал и новое видение красоты: тонкие звуковые оттенки, иное отношение к звуку. Вот пример такого звучания «Колокола», пьеса из «Детского альбома».
Ибраева Арина «Колокола»
Или замечательная звуковая красочная картина «Утро» из того же цикла.
Э.В. Лейтасс «Утро»
Проявление игры в фортепианных сочинениях Э.В. Денисова — многообразны. В процесс игры включаются музыкальные тембры, преобразуемые звукоритмические комплексы, своеобразный детский театр. Яркость художественных образов подчеркнута изобразительностью. Такова пьеса из «Детского альбома» — «Обида».
Колесникова Полина «Обида»
Среди произведений Денисова для фортепиано есть и разнообразные ансамбли, в которых композитор обращается к старинным музыкальным формам и жанрам.
Э.В. Лейтасс, Е.В. Губина Менуэт
Особый, неповторимый стиль музыки Денисова, который отличает его от любой другой. Прежде всего это стиль, по своей фактуре и интонационности уходящий корнями в глубины русской народной песенности. Он унаследовал этот сплав русской народной культуры и европейской композиторской техники, переработанной им согласно его собственному творческому кредо. Он говорил об этом так: «Нужно создать свой собственный синтез различных типов композиторской техники и не следовать никакой моде в искусстве».
С.Б. Новоселова, Н.А. Нагайцева Хорал
4 марта 1999 года Томскому областному музыкальному училищу (колледжу) было присвоено имя выдающегося композитора ХХ века
Эдисона Васильевича Денисова. Был создан в училище Центр — музей
Э.В. Денисова. Денисов — центр не только собирает, обрабатывает, изучает и сохраняет различные материалы, связанные с жизнью и творчеством знаменитого земляка, но и проводит фестивали, конкурсы современной музыки, научно- практические конференции.
В Хрустальном зале музыкального колледжа в 2018 году 5 апреля (накануне дня рождения Э. В. Денисова) выступил с сольным концертом выпускник нашей школы и Томского музыкального колледжа, а ныне выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных, преподаватель этого старейшего учебного заведения России, Лауреат Международных конкурсов — Алексей Вакер.
Во втором отделении концерта прозвучали 7 Багателей Э. Денисова. Цикл «Багатели» как будто пропущен сквозь призму диалога культур стиля барокко и музыки XX столетия. Композитор очень тонко соприкасается с музыкально-выразительными средствами XX века, использует тембровые, интонационные, ритмические, гармонические, фактурные и другие средства, создавая яркие образные фортепианные миниатюры.
А. Вакер Семь багателей
В самом конце жизни композитор открыл для публикации свои дневниковые записи (он называл их «мое музыкальное Евангелие»). В этих высказываниях звучит Слово великого Мастера, современного художника, русского композитора. «Настоящий художник должен нести Свет людям», — так определяет миссию художника-творца Денисов.